В процессе проведения физического практикума необходимо научить учащегося творчески подходить к исследовательской работе, правильно выбирать методику эксперимента и измерительные приборы.
Ученики должны научиться понимать и применять теорию изучаемого явления [6].
Сознательное выполнение эксперимента, внимательность и сосредоточенность на процессе измерений, бережное отношение к приборам – необходимые условия успешного проведения опыта [7].
Учащийся заранее должен ознакомиться с установкой, на которой ему предстоит выполнять лабораторную работу, и сделать ориентировочные измерения.
Многие учителя физики проводят
в настоящее время те или иные работы, связанные с физическим экспериментом:
организуют практикумы, различные физические кружки, дают домашние
экспериментальные задания и т.д. Среди этих разнообразных форм обучения,
приводящих к всестороннему развитию учащихся, особенно большое значение имеют
классные лабораторные
работы [10].
Фронтальный метод постановки лабораторных занятий по физике в средней школе, как известно, имеет ряд весьма важных положительных сторон. Это прежде всего даёт возможность тесно связать лабораторные работы учащихся с изучаемым курсом. Благодаря фронтальному методу лабораторные занятия могут быть поставлены как введение к тому или иному разделу курса, или как иллюстрация к объяснению учителя, или как повторение и обобщение пройденного материала [13].
Таким образом, лабораторный эксперимент учащихся становится необходимым звеном в процессе обучения, значительно помогающим усвоению материала, как и демонстрационные опыты [4].
Всё вышеизложенное объясняет актуальность
темы выбранной выпускной квалификационной работы: явление поверхностного натяжения входит в обязательный минимум содержания определяемый государственным образовательным стандартом, особенно в школах теоретическое обучение необходимо подтверждать экспериментом.
Объект
исследования: процесс обучения физике в средней школе и вузе в области изучения строения и свойств жидкости.
Предмет
исследования: экспериментальное определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
Цель:
изучение существующих методов определения коэффициента поверхностного натяжения жидкостей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– углублённое изучение явления поверхностного натяжения;
– ознакомиться с существующими методами определения коэффициента поверхностного натяжения и выявить те, которые можно использовать в школьном курсе;
– отработать методику экспериментального определения коэффициента поверхностного натяжения воды методом компенсации давления Лапласа.
В первой главе рассматриваются: явление поверхностного натяжения, экспериментальные методы определения коэффициента поверхностного натяжения, а также определение коэффициента поверхностного натяжения методом компенсации давления Лапласа.
Во второй главе анализируются экспериментальные результаты данного опыта и приводится методическая разработка лабораторной работы «Измерение коэффициента поверхностного натяжения воды».
В заключении сделаны основные выводы о работе.