Для видеосъемки можно применять как обычные осветительные лампы, так и специальные киноосветительные приборы. Это связано с тем, что современные видеокамеры имеют довольно высокую чувствительность и даже с автоматическим балансом белого обеспечивают точную цветопередачу в широком диапазоне цветовых температур источника света. Но все же предпочтение следует отдавать кварцевым галогенным лампам, которые на протяжении всего срока эксплуатации (минимум 100 часов, качественные лампы — до 1000 часов) обеспечивают стабильность светового потока и высокую светоотдачу (25–30 лм/Вт), их цветовая температура мало зависит от колебаний напряжения питания и равна 3200 °К.
Колба обычной осветительной лампы накаливания со временем теряет прозрачность, что в конце срока службы (до 2000 часов) может привести к уменьшению светового потока в два с лишним раза (начальная светоотдача не превышает 15–18 лм/Вт). Цветовая температура таких ламп довольно низка и при колебаниях питающего напряжения в рабочем диапазоне изменяется от 2200 до 2800 °К. Это приводит к тому, что плохо прорисовываются детали изображения, окрашенные в голубые и синие цвета. Поэтому обычное освещение жилых помещений лучше дополнить специальной подсветкой от галогенной лампы.
Люминесцентные лампы широко используются для освещения общественных сооружений, так как имеют очень высокую светоотдачу (30–50 лм/Вт). Спектр их излучения носит прерывистый характер, но можно условно определить цветовую температуру ламп ЛД — 6500 °К, ЛЦД — 6000 °К, ЛХБ — 5000 °К, ЛБ — 3600 °К, ЛТБ — 2800 °К. По санитарным нормам общая освещенность производственных помещений не должна быть ниже 80 лк, что приближается к оптимальной освещенности для съемки (100 лк). Как видим, репортаж о деятельности коллег по работе можно сделать и без дополнительных осветительных приборов, правда, в этом случае освещение получится малоконтрастным.
Требуемая мощность осветительного прибора зависит от площади помещения, его оформления (поглощающих свойств потолка, стен, мебели, пола), светоотдачи применяемой лампы и конструктивных особенностей самого светильника (его коэффициента отдачи, степени рассеяния светового потока). Прямой направленный свет дает слишком высокий контраст и утомляет героев фильма, поэтому в домашних условиях свет лучше направить в потолок и на часть стены. Оценим, достаточным ли будет освещение комнаты площадью 20 м2 от направленного в белый потолок светильника с галогенной лампой мощностью 500 Вт и общей 50-процентной отдачей. Допустим, что дополнительно освещена верхняя полоса стены шириной 0,5 м и периметром 10 м, это вполне реальные числа. Полукиловаттная галогенная лампа дает световой поток, равный 500 Вт ґ 30 лм/Вт = 15 000 лм, а с учетом минимального коэффициента отдачи светильника 50 % получим минимум 7500 лм. Средняя освещенность потолка площадью 20 м2 и верхней части стены площадью 5 м2 получается 7500 лм/(20м2 + 5м2) = 300 лк. Если хотя бы треть световой энергии отразится от потолка, то мы получим необходимую для видеосъемки освещенность 100 лк. В нашем случае хватило бы и 200 Вт, так как от белого потолка отражается 3/4 светового потока.
Встроенная в камеру лампа помогает убирать с лица персонажа ненужные тени, возникающие при верхнем или контровом освещении. Лампу можно заменить маломощным (3–7 Вт) осветителем, который нетрудно изготовить самостоятельно. Если для осветителя выбрать совместимый с видеокамерой аккумулятор, то в дороге у вас появится резервный источник питания. Для литиевых аккумуляторов с номинальным напряжением 7,2 В нужны 2 (или 3) последовательно соединенные криптоновые лампочки, рассчитанные на напряжение 3,6 В (или 2,4 В соответственно), дающие более высокую цветовую температуру и имеющие более высокий коэффициент полезного действия, чем обычные лампочки для карманного фонаря. Рефлектор (или несколько) можно изготовить из половинки круглой погремушки, обклеенной изнутри алюминиевой фольгой. Свет надо сфокусировать, так как узкий луч, освещающий только лицо, энергетически более выгоден.