8. Для изменения расположения среднего кронштейна следует освободите фиксирующий винт, находящийся с его тыльной стороны, переместить кронштейн в нужное положение и нажать фиксирующий винт.
Теоретическое введение
Найдем закон движения груза 3 с перегрузком 11 (см.рис. 11). Будем пользоваться неподвижной системой координат, центр которой совмещен с осью блока. Ось ОХ направим вниз. Пусть массы грузов 3 равны М, а масса перегрузка - т.
На правый груз с перегрузком (см. рис. 13) действуют силы тяжести (М+т)g и натяжения нити Т1. По второму закону Ньютона
(47)
где а - ускорение правого груза.
Применим второй закон Ньютона к движению левого груза. В силу нерастяжимости нити ускорение левого груза разно ускорению правого груза по абсолютной величине и направлено в противоположную сторону. Оно равно, следовательно, а. Натяжение левого конца нити обозначим Т2. Тогда
(48)
Если пренебречь моментом инерции блока, натяжения T1 и T2 равны:
T1=T2 (49)
Решая совместно уравнения (47) и (48) с учетом (1.3), получаем:
Движение правого груза на участке длиной S1, между кронштейнами 7 и 8 будет равноускоренным. В момент достижения грузом кронштейна 8 его скорость
(начальная скорость правого груза была равна нулю).
После снятия кронштейном 8 грузика 11 дальнейшее движение правого груза на участке длиной S между средним и нижним кронштейнами является равномерным и осуществляется со скоростью, определяемой по формуле (51). Время прохождения этого участка
Измерив время t, можно из выражения (52) рассчитать величину ускорения свободного падения:
Порядок выполнения работы
1. Установить средний кронштейн на расстоянии S1 = 0,1 М от верхнего кронштейна.
2. Положить на рабочий правый груз поочередно дополнительные грузики массой m1, m2, m3 и измерить для каждого случая время t равномерного движения системы на участке пути длиной S. Время t для каждого дополнительного грузика измерять три раза.
3. Установить средний кронштейн поочередно на расстоянии S1= 0,2 и 0,3M от верхнего кронштейна и снова измерить время t - прохождения системой участка равномерного движения между средним и нижним фотодатчиками для трех дополнительных грузиков.
4. Данные занести в таблицу.
5. По полученным данным рассчитать величины скоростей равномерного движения системы для различных значений m и S1; найти значения квадратов этих скоростей.
6. Построить график зависимости квадрата скорости равномерного движения системы от величины пути S1 для различных значений массы дополнительных грузиков.
7. По графикам определить значения ускорений a1, a2, и a3, с которыми двигалась система на участке S1 для различных масс m1, m2, m3 дополнительных грузиков (учесть, что для равноускоренного движения выполняется соотношение (1.5). Результаты занести в таблицу.
8. Пользуясь данными таблицы, рассчитать ускорение свободного падения по формуле (53) для значений m1, m2, т3 и величин S1= 0,1м, S2=0,2м, S3= 0,3м.
9. Рассчитать теоретически значения ускорения системы грузов по формуле (50) и сравнить с экспериментально полученными данными. При расчете использовать значение g = 9,8 м/с2. Объяснить расхождение теоретических и экспериментально наблюдаемых результатов.
10. Рассчитать погрешности определения ускорения свободного падения. Для расчета воспользуемся формулой (53), считая m, M точно известными величинами. Абсолютные погрешности измерения S и S1° считать равными 1 мм, а среднюю погрешность измерения времени рассчитать по данным таблицы.